Из Российской газеты за 07 февраля 2023г.
Дачникам больше не нужно собираться на общие собрания
Дачники смогут голосовать на портале госуслуг без проведения очных собраний. Проект постановления правительства об этом сейчас проходит процедуру общественного обсуждения. Уже сейчас по закону владельцы дачных участков могут голосовать даже в мессенджерах, сообщили на “прямой линии” в “Российской газете” статс-секретарь, замруководителя Росреестра Алексей Бутовецкий и депутат Госдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. Они также рассказали, почему дачники боятся, если их шесть соток войдут в состав близлежащего поселка, начнут ли отбирать заброшенные участки, стало ли проще наследникам оформлять в собственность землю и популярна ли прописка на дачах.
Большая проблема сейчас провести общее собрание в СНТ. Можно ли его проводить в электронном виде?
Алексей Бутовецкий: Закон об электронном голосовании для дачников уже вступил в силу. У нас были разные предложения – использовать портал госуслуг или создать специализированные сайты, как ГИС ЖКХ. Но было и четкое понимание, что сложные процедуры не найдут поддержки. Поэтому мы сделали максимально простой механизм: вы можете определить страницу товарищества, отдельную платформу или даже голосовать в мессенджерах. Главное, чтобы за членом СНТ в реестре членов товарищества был зафиксирован номер телефона или адрес электронной почты. Если с них приходит сообщение председателю или в чате, голос засчитывается.
Разве можно провести голосование в электронной форме, если это не прописано в уставе СНТ?
Алексей Бутовецкий: В уставе должен быть отражен порядок проведения такого голосования, перечень вопросов, по которым оно возможно, используемый ресурс. Садоводам следует принять решение о переходе на такую форму. Не все прибегнут к новым механизмам. Зачастую маленьким СНТ, где 30-50 участков, привычнее собираться очно. Также принят закон о едином дне голосования, можно закрепить такой день в уставе и не рассылать дополнительные уведомления.
В закон о садоводстве были внесены изменения, которые разрешают садоводческим некоммерческим товариществам входить в состав населенных пунктов. Насколько это востребовано?
Алексей Бутовецкий: Когда мы предлагали эти поправки, речь шла о том, чтобы в принципе появилась хоть какая-то процедура. Садоводы пытались инициировать включение садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) в состав населенных пунктов, но никаких определенных критериев для этого не было. Закон предусмотрел, что условия, которым должно отвечать СНТ, устанавливают субъекты РФ, это не обязанность, а право. Мы не могли утвердить единые алгоритмы для всех ввиду разной региональной специфики.
Закон об электронном голосовании для дачников уже вступил в силу
Там, где они будут приняты, каждому СНТ станет понятно, что признание населенным пунктом возможно при соблюдении конкретных условий. Например, в них не менее ста участков, определенная ширина дорог и новые сети. Закон был подписан 14 июля 2022 г. В этом году мы планируем обсудить его реализацию с регионами на заседании правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества.
Я считаю, что это правильно. Многие СНТ схожи по размерам с населенными пунктами. Другое дело, что включение в их границы может повлиять на кадастровую стоимость участка, поэтому не всегда среди садоводов есть единое мнение. Им предстоит проводить общие собрания и договариваться.
Дачники боятся, что если СНТ станет населенным пунктом, то муниципалитеты смогут распоряжаться землей на свое усмотрение. Вместо детской площадки, общих зон отдыха построят, например, общежитие.
Алексей Бутовецкий: Нет, это не так. Если участок принадлежит СНТ либо находится в общей долевой собственности, то без волеизъявления правообладателя построить что-либо нельзя.
Люди-то не все понимают. Собираются двести человек, из них десять выступают, а остальные просто ни за что не голосуют…
Алексей Бутовецкий: Это особенность коллективного садоводства. В СНТ большая инертность, там еще помнят советское время, когда дачников сопровождали предприятия: от документации до контроля. У садоводов был приблизительно одинаковый уровень жизни.
Когда это изменилось, разные интересы пришли и в СНТ. Одни по-прежнему выращивают овощи и ягоды, а другие уже хотят теннисный корт на участке, широкие дороги и круглосуточную охрану.
Во многих случаях принцип “вы все решаете сами” не сработал. Далеко не все садоводы научились принимать нормальные коллективные решения, особенно в больших товариществах.
В прошлом году Росреестр представил законопроект, который касается заброшенных дачных участков. Их будут изымать?
Алексей Бутовецкий: Мы разработали комплексный законопроект по повышению эффективности использования земли и предлагаем в целом пойти по пути закона об обороте земель сельхозназначения. Правительством для них установлены признаки неиспользования: закочкаренность, закустаренность, показатели по порче почв и другие. По остальным же категориям такого регулирования нет, а заброшенные промзоны, гаражные кооперативы и СНТ, пустыри – есть. И мы как надзорный орган видим здесь пробел. Например, председатель жалуется, что на участке вырос бурьян, борщевик, провалилась крыша дома, в нем поселились люди без определенного места жительства и превратили территорию в свалку. А мы не можем реагировать, потому что критерии не зафиксированы, и, получается, заброшенность – субъективизм. Поэтому готовим законопроект для внесения в правительство. У нас поручение президента реализовать это решение до января 2024 года.
Теперь дачники могут определить страницу товарищества, отдельную платформу или даже голосовать в мессенджерах
При определении критериев нам будет проще работать с гражданами. Ни в коем случае ни у кого нет идеи всех оштрафовать или изъять участки. Перераспределение собственности – это не государственная задача. Наша цель – использование земли по назначению.
Законопроектом предполагается, что хозяин будет получать предписание о необходимости привести участок в порядок. Если он не отреагирует, тогда уже включатся государственные механизмы и возможно привлечение к ответственности.
Если собственник совсем не хочет заниматься участком, ему следует задуматься, как им распорядиться – продать, подарить. Но должно быть меньше заброшенных земель. Потому что потенциал у этих территорий есть, с ними тоже нужно работать.
Какие вопросы вы хотите поднять на правительственной комиссии по садоводству?
Алексей Бутовецкий: Вопросов достаточно много. Первое – необходимо комплексно совместно с регионами изучить садоводство как явление. Актуализировать статистику: количество дачников, вовлеченной недвижимости – оформленной или не оформленной, удаленность товариществ от городов и поселений, региональные меры поддержки. Второй блок – включение СНТ в населенные пункты, электронное голосование, взаимодействие с организациями ЖКХ. Механизм правительственной комиссии достаточно эффективен. В нее входят сенаторы и депутаты Госдумы, поэтому при необходимости ее решения оперативно могут быть обращены в законодательную инициативу и рассматриваться на площадке парламента.
Муниципалитеты начнут разыскивать наследников заброшенных дачных участков
Летом стартовала так называемая “дачная амнистия 2.0”. Как она работает?
Алексей Бутовецкий: Закон установил, что право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, полученные гражданином до вступления в силу Земельного кодекса, являются правом собственности. Для этого никуда не нужно ходить. Исключение – случаи, когда участок ограничен в обороте и не мог предоставляться частным лицам. Например, особо охраняемые природные территории, закрытые административно-территориальные образования. В этой части сейчас есть некоторые недоработки: нотариусы не знают, где получить сведения, что земельный участок может быть ограниченным в обороте. Мы готовим поправки в основы законодательства о нотариате, где укажем, что при выдаче свидетельства о праве на наследство не проверяется ограничение оборотоспособности. Если в дальнейшем выяснится, что затрагиваются интересы госорганов, взаимодействовать с заявителем уже будут они.
В 2022 году по всей стране была проведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков. Насколько стоимость изменилась?
Алексей Бутовецкий: Мы сможем сделать вывод, когда все результаты будут представлены в Едином государственном реестре недвижимости. Стоимость может возрасти, потому что данные не актуализировались годами. В некоторых регионах кадастровая оценка не проводилась больше десяти лет, с 2007 или 2013 года.
Важно помнить, что рост кадастровой стоимости не всегда влечет увеличение налоговой нагрузки. Величина налога регулируется ставкой, льготами, вычетами и другими инструментами.
И, конечно, вы можете непосредственно участвовать в процессе – ознакомиться с проектом отчета субъекта, направить дополнительные сведения об объекте, при выявлении ошибки кадастровая стоимость будет пересчитана.
Читатель прислал вопрос о сложной ситуации. Ему в наследство досталась доля в 50% от участка в шесть соток. Вторым дольщиком была одинокая пенсионерка, которая не приезжала на участок с 1995 года и в 2010 году умерла. В Росреестре ее доля до сих пор числится за ней. На участке ветхая изба, но снести ее или продать нельзя, так как нужно согласие второго дольщика. Разделить участок тоже нельзя, так как в Росреестре говорят, что отделяемая часть должна быть не менее пяти соток. Как действовать, чтобы оформить вторую долю и снести дом?
Алексей Бутовецкий: Действительно, эта проблема законом не урегулирована. Здесь могут быть следующие шаги. Если у второй дольщицы не было наследников, то речь идет о выморочном имуществе и долю должен унаследовать муниципалитет. Читателю следует обратиться в органы местного самоуправления. Если муниципалитет не отреагирует, можно прибегнуть к судебному порядку решения вопроса. Когда доля оформится в муниципальную собственность, он сможет ее приобрести. Существует судебная практика. Истец 15 лет после смерти второго владельца пользовался второй частью дома, после чего обратился в суд с просьбой признать право собственности в порядке приобретательной давности. Суд встал на его сторону.
Не планируется что-то поменять в законодательстве, чтобы упростить разрешение таких ситуаций?
Алексей Бутовецкий: В первом чтении принят законопроект, направленный на совершенствование механизма выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Мы ожидаем, что в феврале он будет принят во втором и третьем чтениях. Им предполагается обязать органы власти принимать наследство, если в процессе выявления обнаруживается выморочное имущество. Запрос от регионов и муниципалитетов на это решение очень большой.
Не так давно была разрешена прописка в дачных домах. Насколько это востребовано оказалось?
Алексей Бутовецкий: Напомню историю. В 1992 году закон об основах жилищной политики в Российской Федерации сказал о том, что собственники садовых домов вправе переоформить их в жилые дома в установленном законодательством порядке. Его никогда не было. В законе о садоводстве 1998 года значилось, что на садовом участке можно построить жилое или нежилое строение. Не дом. Еще через десять лет гражданин в Конституционном суде доказал, что он вправе прописаться в жилом строении, пригодном для постоянного проживания. Потом было второе решение Конституционного суда по землям сельхозназначения. И только в 2017 году новый закон о садоводстве прямо разрешил строить жилые дома, что очень порадовало дачников. Вопрос по анализу статистики по прописке на даче есть в планах правительственной комиссии.
Если собственник совсем не хочет заниматься участком, ему следует задуматься, как им распорядиться – продать, подарить. Но должно быть меньше заброшенных земель
Чем отличаются дачные и садовые участки?
Алексей Бутовецкий: В советское время, начиная с 1949 года, существовало отдельное регулирование. Дачный участок считался роскошью, были дачные поселки, поселки писателей и композиторов.
С 2019 года понятия “дача” в законодательстве нет. Хотя и ранее единственное отличие между дачным и садовым участком заключалось в том, что на первом можно было построить жилой дом, а на втором – жилое строение. Но Конституционный суд признал понятия тождественными. В принципе различия стерлись.
Более 138 тысяч гаражей и участков зарегистрировано по гаражной амнистии
Сейчас новые дачные некоммерческие партнерства и кооперативы в соответствии с нормами не создаются, старые объединения и товарищества признаны садоводческими. Практически не существует дачно-потребительских кооперативов, так как там уже нет паевых отношений. Название же существует, они могут называться как угодно.
Комплексные кадастровые работы – новый механизм, который позволяет всех сразу собрать и установить новые границы. Работает?
Никита Чаплин: Да. У нас половина судебных споров сегодня ведется за границы земельных участков. Потому что в 13-14% СНТ есть системные проблемы с границами.
Комплексные кадастровые работы – это замечательный механизм.
Алексей Бутовецкий: Заметно увеличилось финансирование на комплексные кадастровые работы на 2023-2025 годы.
Также только в 2022 году бесплатно для людей Росреестр исправил почти 165 тысяч реестровых ошибок. Как это происходит? Специалисты по картоснове выявляют пересечения и неточности, уведомляют гражданина об обнаруженной ошибке. При его согласии вносятся изменения. Также корректировки проводятся на основании заявлений, поступивших в ведомство.
Наша глобальная задача – собрать полный и точный реестр со всеми границами, кадастровой стоимостью каждого объекта. Эти данные – основа для правильных управленческих решений, комплексного развития территорий.
Их за счет бюджета проводят?
Никита Чаплин: И за счет бюджета, и за счет членских взносов СНТ. Напомню, что президент поставил задачу – собрать полный и точный реестр. Государству для принятия управленческих решений нужно иметь информацию обо всех участках, их границах, стоимости и их правообладателях. Вот сколько у нас таких случаев, когда не можем начать важные работы. Не буду называть регион, чтобы никого не обидеть. И не буду называть компанию. Но тем не менее известная всем компания строит автомобильную дорогу – федеральную трассу. Земельный массив, никого нет. Проектируют, утверждают проект планировки. Все нормально. Приходят к нам с кадастровым учетом. Начинают строить. Но вдруг выясняется, что на месте стройки есть старое СНТ – 180 участков, но ни одной постройки на них. Но есть владельцы этих участков, которые в итоге начинают возмущаться: “ничего себе, а что же вы строите на наших дачах?”. В итоге больше полугода трасса не строится. Нужно все разворачивать обратно. Переделывать проект планировки, рассчитывать возмещение для этих людей. Почему? Не было их участков в реестре.
Был и другой случай: когда в Москве при реновации нам презентовали районный план, то пришел человек. “Я не знаю, что вы тут планируете строить, но кинотеатр мой. И вот бумажка…”
Никита Чаплин: Это как раз и подтверждает важность полного и точного реестра. Вот это наша глобальная задача, чтобы все всё оформили и чтобы все права были зарегистрированы.
Для того чтобы провести комплексные кадастровые работы за счет СНТ, общее собрание должно принять решение?
Никита Чаплин: Для начала я бы советовал обратиться в Росреестр, узнать, может быть, можно это как-то за госсчет сделать. Можно ли исправить существующие ошибки как технические? И если первый и второй вариант невозможны, тогда уже давайте будем делать за счет дачников. Надо обращаться в областное БТИ. Это наше крупное государственное учреждение. Там есть расценки, которые касаются дачников непосредственно. Поэтому они вынуждены будут один участок отработать по тысяче рублей с копейками. Если каждый сам себе будет заказывать кадастровые работы, это минимум 7 тыс. руб. за участок.
Сейчас появляются новые СНТ?
Алексей Бутовецкий: Сейчас это непопулярно. Люди стремятся не зависеть от коллективных решений, поэтому, скорее, предпочтут участок в деревне, чем в СНТ.
ДОМ.РФ рассчитывает удешевить ипотеку для “зеленых” домов уже в нынешнем году
Преимущество у нового СНТ, по сути, одно – это чуть ли не единственный механизм, который позволяет получить большой массив земли без проведения торгов. Вас, допустим, 200 человек, вы договорились, создали новое СНТ, обращаетесь с заявлением в органы местного самоуправления, и при наличии свободной земли вам земельный участок дадут без торгов в безвозмездное пользование. Во всех остальных случаях участки предоставляются на торгах.
Никита Чаплин: Сегодня создание дачных поселков – это больше коммерческая история. Загородная недвижимость в хороших местах, рядом с городами, всегда востребована. Ковид и удаленка сделали загородную жизнь еще популярнее.
Что касается бесплатного предоставления. Оно есть, но определенным категориям. Это многодетные – самая крупная категория, кому бесплатно сегодня положено выделение земли. Это врачи. В Московской области врачам сейчас бесплатно дают земельные участки. В некоторых регионах – это лучшие по профессии. Лучшие учителя, лучшие пожарные. По решению президента теперь будут предоставлять земельные участки всем тем, кто отличился и является участником боевых действий в рамках специальной военной операции. Такие участки будут предоставляться в Московской области, Крыму. Уже формируем земельные участки, которые находятся в Подмосковье в региональной собственности, в муниципальной, не разграниченной собственности. В том числе смотрим федеральные участки. Для того, чтобы создавать садоводческие некоммерческие товарищества для участников специальной военной операции, которые отличились.
А вы им по шесть соток планируете раздавать?
Никита Чаплин: Будет принято решение на региональном уровне. Думаю, что шесть соток это несправедливо. Надеюсь, что до 25 соток будет предоставляться. Должны быть нормальные участки. И не просто в чистом поле.