«Справедливые цифровые финансовые услуги. Потребительский кредит»
Потребительское кредитование с каждым годом становится все более популярным среди населения. Приобретение товаров или услуг в кредит – хорошее решение для тех, кто пока не обладает достаточной суммой для покупки или не готов произвести оплату за необходимый товар (услугу) единовременно.
Отношения по кредитованию – это правовые отношения, которые регулируются, прежде всего, Гражданским Кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей»; Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», а также кредитным договором, который должен соответствовать требованиям законодательства.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Прежде чем заключить кредитный договор:
- Оцените свои финансовые возможности.
- Соберите информацию о кредитных организациях, работающих в регионе и их репутации
- Прежде чем подписать кредитный договор, внимательно его прочитайте, изучите условия.
- Попросите у кредитора выдать Вам на руки типовую форму кредитного договора. Наилучшим вариантом будет собрать типовые формы кредитных договоров в разных кредитных организациях. Отказ в предоставлении типовой формы договора должен Вас насторожить. При возможности проконсультируйтесь с опытным юристом.
Обратите внимание на содержащиеся в кредитном договоре ссылки на тарифы осуществления банком услуг. Следует запросить и изучить информацию об этих тарифах у сотрудников банка.
При предоставлении кредита потребитель должен быть проинформирован о:
- размере кредита;
- полной сумме, подлежащей выплате потребителем;
- графике погашения этой суммы;
- перечне и размере платежей заемщика, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.
Помните, что банк обязан довести необходимую и достоверную информацию об услуге в наглядной и доступной для Вас форме, а это значит, что вы вправе требовать предоставления информации, оформленной в письменном виде.
В соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге (в том числе и финансовой), он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.
Еще одним важным аспектом, на который следует обращать внимание при заключении и исполнении кредитного договора, является включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителей.
Иногда кредитные организации включают в договора с заемщиками следующие условия, которые являются ущемляющими права потребителя:
- Обуславливают приобретение услуг по кредитованию обязательным приобретением Заемщиком услуг по страхованию их жизни и здоровья.
- Предусматривают взимание комиссии либо неустойки за досрочный возврат кредита/части кредита.
- Устанавливают комиссию за открытие и ведение ссудного счета либо за выдачу кредита, которую должен уплатить заемщик
- Устанавливают место рассмотрения споров и разногласий, которые могут возникнуть у сторон в процессе исполнения обязательств по Договору, например по месту нахождения филиала Кредитора, либо по месту нахождения его главного офиса.
- Предусматривают право Кредитора в одностороннем порядке производить по своему усмотрению увеличение размера процентов по кредиту.
- Предусматривают занижение размера неустойки, уплачиваемой в случае нарушения исполнения банком своих обязательств по договору;
- Включают требование досрочного погашения задолженности по кредиту в случае ухудшения финансового положения заемщика;
- Устанавливают штраф за отказ в получении кредита.
- Предусматривают безакцептное списание суммы задолженности со счета заемщика, открытого, к примеру, в этом же банке и др.
Если при исполнении кредитного договора права потребителя нарушаются, то следует обратиться с письменной претензией в адрес банка, где потребовать, например, исключения из текста кредитного договора пункта, ущемляющего права потребителя, и возмещения убытков. Один экземпляр претензии необходимо вручить сотрудникам банка лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, попросите поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Стоит обратить внимание, что в случае взаимодействия с страховыми организациями (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование), микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами, кредитными организациями, негосударственными пенсионными фондами, потребители до обращения в суд должны обратиться к финансовому уполномоченному с
- Устанавливают место рассмотрения споров и разногласий, которые могут возникнуть у сторон в процессе исполнения обязательств по Договору, например по месту нахождения филиала Кредитора, либо по месту нахождения его главного офиса.
- Предусматривают право Кредитора в одностороннем порядке производить по своему усмотрению увеличение размера процентов по кредиту.
- Предусматривают занижение размера неустойки, уплачиваемой в случае нарушения исполнения банком своих обязательств по договору;
- Включают требование досрочного погашения задолженности по кредиту в случае ухудшения финансового положения заемщика;
- Устанавливают штраф за отказ в получении кредита.
- Предусматривают безакцептное списание суммы задолженности со счета заемщика, открытого, к примеру, в этом же банке и др.
Если при исполнении кредитного договора права потребителя нарушаются, то следует обратиться с письменной претензией в адрес банка, где потребовать, например, исключения из текста кредитного договора пункта, ущемляющего права потребителя, и возмещения убытков. Один экземпляр претензии необходимо вручить сотрудникам банка лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, попросите поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Стоит обратить внимание, что в случае взаимодействия с страховыми организациями (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование), микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами, кредитными организациями, негосударственными пенсионными фондами, потребители до обращения в суд должны обратиться к финансовому уполномоченному с
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС http://zpp.rospotrebnadzor.ru/
На данном портале размещено:
- нормативная правовая база в сфере защите прав потребителей;
- сведения о случаях нарушений требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям;
- результаты проверок;
- решения судов по делам в сфере защиты прав потребителей;
- новости в сфере защиты прав потребителей;
- тематические памятки по защите прав потребителей и обучающие видеоролики;
- образцы претензий и исковых заявлений;
- ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ, где можно задать интересующий вопрос;
- ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ.