МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ Новое в применении взысканий и контроле за расходами бывших муниципальных служащих

Журнал

ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

№ 10    2018.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ

Новое в применении взысканий и контроле за расходами бывших муниципальных служащих

 

 

С.Е. ЧАННОВ

профессоо, завкафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС,  д.ю.н.

 

 

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ.

 

  1. К муниципальному служащему, который совершил коррупционное правонарушение, теперь можно применить взыскание в упрощенном порядке.

 

  1. В течение шести месяцев после ухода с муниципальной службы расходы бывшего муниципального служащего может контролировать прокурор.

 

  1. Стали более четкими правила, по которым муниципальный служащий может представлять интересы муниципального образования в органах управления коммерческой или некоммерческой организации.

 

 

3 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 307-ФЗ. Законодатель:

–  установил упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

  • закрепил правила контроля за расходами лиц, ранее замещавших или занимавших муниципальные должности отдельных категорий;
  • уточнил порядок участия в управлении коммерческой или некоммерческой организацией муниципального служащего, а также исполняющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления

 

В каких случаях можно применить упрощенный порядок

 

Применить взыскание за коррупционные правонарушения теперь можно в упрощенном порядке (ч. 3 ст. 27.1 Феде­рального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Но только при условии, что муниципальный служащий:

  • признал факт совершения коррупционного правонару­шения;
  • согласен с применением взыскания в упрощенном порядке.     Основания для применения упрощенного порядка – доклад подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и письменное объяснение муниципального служащего. Доклад готовит­ся на основе письменного объяснения. В докладе должны быть изложены фактические обстоятельства совершения коррупционного правонарушения.

В общем порядке другая последовательность: сначала муниципальный служащий оформляет объяснение, потом назначается проверка. В ходе проверки должны быть установлены обстоятельства, которые привели к наруше­нию. Затем готовится доклад кадровой службы. Отличие упрощенного порядка от общего в том, что между объяс­нением служащего и докладом никаких проверок прово­дить не нужно.

 

Важно запомнить!

Упрощенный порядок приме­ним не для всех взысканий. В случае увольнения муници­пального служащего в связи с утратой доверия соблюдай­те общий порядок

 

Контроль за расходами бывших муниципальных служащих

 

Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соот­ветствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» теперь предусматривает возможность проконтролировать расходы чиновника после его увольнения с муниципальной службы или освобождения от должности. Законодатель установил правила контроля за расходами таких лиц, а также за расходами их супругов и несовершеннолетних детей (подл. 1.1 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЗ). Контроль проводится в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения с муниципальной службы. Контролируются сделки по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев), совершенные проверяемым в период замещения им муниципальной должности или должности муниципальной службы, если общая сумма сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.

 

2  рабочих дня -в такой срок прокурор сообщит о решении установить контроль за расходами бывшего чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Решение о контроле за расходами лиц, освобожденных от муниципальной должности либо уволенных с муни­ципальной службы, принимает генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры. Затем в течение двух рабочих дней прокурор обязан уведомить проверяемое лицо в письменной форме о принятом решении.

В уведомлении должна быть информация о необходи­мости предоставлять сведения о расходах проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Копию уведомления прокурор направит в орган местного самоуправления или организацию, где проверяемый заме­щал (занимал) муниципальную должность или должность муниципальной службы.

На заметку

             На каком основании прокурор примет решение о контроле

Основание для принятия решения о контроле за расходами – информация о том, что быв­ший служащий, его супруга (супруг) и (или) несовершеннолетние дети в течение отчетного периода совершили сделку по приобретению имущества. Общая стоимость такого имуще­ства должна превышать общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Прокурор может получить такую информацию:

– из правоохранительных и иных государ­ственных органов;

– из органов местного самоуправления;

– от сотрудников подразделений по профи­лактике коррупционных и иных правона­рушений государственных органов, органов местного самоуправления;

– от должностных лиц государственных орга­нов, органов местного самоуправления, ЦБ, ПФР, ФСС, ФОМС, иной организации, созданной Российской Федерацией, Службы финансового уполномоченного;

– из постоянно действующего руководящего органа политической партии;

–  из Общественной палаты РФ;

– из общероссийских СМИ.

Контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) муниципальную должность или должность муниципальной службы, включает истребование от данного лица сведений о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Проверяемый будет обязан предоставить прокурору информацию о сделках по приоб­ретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев). Это нужно будет сделать, если общая сумма таких сделок в отчетном периоде превысит общий доход проверяемого и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Если у бывшего чиновника есть вопросы, связанные с проведением контроля, их можно задать прокурору. Обратитесь к нему с ходатайством и попросите провести беседу. Прокурор обязан удовлетворить такое ходатайство и побеседовать с лицом, в отношении расходов которого установлен контроль. Срок – семь рабочих дней со дня поступления ходатайства.

В ходе контроля прокурор может выявить, что расходы не соответствуют общему доходу проверяемого лица, его супру­ги (супруга) и несовершеннолетних детей. Если проверяемое лицо не предоставило сведений, которые подтверждают при­обретение имущества на законные доходы, прокурор вправе в судебном порядке потребовать обращения такого имущества в доход РФ. В случаях, когда это невозможно, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об обращении в доход РФ денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имуще­ства (ч. 2 ст. 17 Закона № 230-ФЗ). Эта норма распространяется не только на имущество чиновника, но и на имущество его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Информацию о результатах обращения в суд прокурор направляет в орган местного самоуправления, где проверяемый замещал (занимал) муниципальную должность или долж­ность муниципальной службы.

 

Важно запомнить!

         Информацию о результа­тах контроля прокуратура направит по последнему известному месту житель­ства проверяемого в России

 

Управление коммерческими

и некоммерческими организациями

 

Ранее депутаты, члены выборных органов и выборные долж­ностные лица местного самоуправления не имели права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Им нельзя было участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими органи­зациями. Исключение составляли случаи участия:

  • в управлении региональным советом муниципальных образований, иными объединениями муниципальных образований, политической партией;
  • съезде (конференции) или общем собрании иной обще­ственной организации, жилищного, жилищно-строи­тельного, гаражного кооперативов, садоводческого, ого­роднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
  • управлении организацией от имени органа местного самоуправления.

Законодатель конкретизировал последний случай. Он разъяснил условия представления интересов муници­пального образования лицами, замещающими муници­пальные должности, в органах управления и ревизионной комиссии коммерческой и некоммерческой организации. Теперь депутат, член выборного органа или выборное долж­ностное лицо местного самоуправления может представ­лять на безвозмездной основе интересы муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем, акционером или участником которой выступает муниципальное образование (п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации»). Аналогичные уточнения законодатель сделал и относительно права муниципальных служащих представлять интересы муниципального образования в коммерческих и некоммерческих организациях (п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 25-ФЗ).

На заметку

Установите муниципальным правовым актом порядок исполнения полномочий учредителя организации или управления находящи­мися в муниципальной соб­ственности акциями (долями участия в уставном капитале).

 

Какие антикоррупционные поправки планируются

 

Госдума продолжит работу над совершенствованием анти­коррупционного законодательства. На рассмотрении нахо­дится законопроект № 286313-7, в котором предусматриваются меры зашиты лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие госорганы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государ­ственных органах или органах местного самоуправления. Такие лица будут защищены от неправомерного увольне­ния, от ущемления прав и законных интересов в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении.

Также депутаты рассмотрят поправки о совершенство­вании антикоррупционной экспертизы законопроектов и законов (законопроект № 475641-7). Они установят новые требования к независимым экспертам, уполномоченным на проведение такой экспертизы.

Еще одна новация – расширение перечня должностей в контрольно-счетных органах, которые не могут занимать лица, состоящие в близком родстве с председателем предста­вительного органа местного самоуправления, главой муни­ципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов (законопроект № 351506-7).

Законопроект № 233781-7 уточняет круг выступающих на стороне взяткодателя и взяткополучателя лиц, в интере­сах которых совершаются правонарушения коррупционной направленности.

Все четыре законопроекта приняты в первом чтении.