Журнал
ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
№ 10 2018.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ
Новое в применении взысканий и контроле за расходами бывших муниципальных служащих
С.Е. ЧАННОВ профессоо, завкафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, д.ю.н.
|
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ.
- К муниципальному служащему, который совершил коррупционное правонарушение, теперь можно применить взыскание в упрощенном порядке.
- В течение шести месяцев после ухода с муниципальной службы расходы бывшего муниципального служащего может контролировать прокурор.
- Стали более четкими правила, по которым муниципальный служащий может представлять интересы муниципального образования в органах управления коммерческой или некоммерческой организации.
3 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 307-ФЗ. Законодатель:
– установил упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;
- закрепил правила контроля за расходами лиц, ранее замещавших или занимавших муниципальные должности отдельных категорий;
- уточнил порядок участия в управлении коммерческой или некоммерческой организацией муниципального служащего, а также исполняющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления
В каких случаях можно применить упрощенный порядок
Применить взыскание за коррупционные правонарушения теперь можно в упрощенном порядке (ч. 3 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Но только при условии, что муниципальный служащий:
- признал факт совершения коррупционного правонарушения;
- согласен с применением взыскания в упрощенном порядке. Основания для применения упрощенного порядка – доклад подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и письменное объяснение муниципального служащего. Доклад готовится на основе письменного объяснения. В докладе должны быть изложены фактические обстоятельства совершения коррупционного правонарушения.
В общем порядке другая последовательность: сначала муниципальный служащий оформляет объяснение, потом назначается проверка. В ходе проверки должны быть установлены обстоятельства, которые привели к нарушению. Затем готовится доклад кадровой службы. Отличие упрощенного порядка от общего в том, что между объяснением служащего и докладом никаких проверок проводить не нужно.
Важно запомнить!
Упрощенный порядок применим не для всех взысканий. В случае увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия соблюдайте общий порядок
Контроль за расходами бывших муниципальных служащих
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» теперь предусматривает возможность проконтролировать расходы чиновника после его увольнения с муниципальной службы или освобождения от должности. Законодатель установил правила контроля за расходами таких лиц, а также за расходами их супругов и несовершеннолетних детей (подл. 1.1 ч. 1 ст. 2 Закона № 230-ФЗ). Контроль проводится в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения с муниципальной службы. Контролируются сделки по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев), совершенные проверяемым в период замещения им муниципальной должности или должности муниципальной службы, если общая сумма сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.
2 рабочих дня -в такой срок прокурор сообщит о решении установить контроль за расходами бывшего чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
Решение о контроле за расходами лиц, освобожденных от муниципальной должности либо уволенных с муниципальной службы, принимает генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры. Затем в течение двух рабочих дней прокурор обязан уведомить проверяемое лицо в письменной форме о принятом решении.
В уведомлении должна быть информация о необходимости предоставлять сведения о расходах проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Копию уведомления прокурор направит в орган местного самоуправления или организацию, где проверяемый замещал (занимал) муниципальную должность или должность муниципальной службы.
На заметку
На каком основании прокурор примет решение о контроле
Основание для принятия решения о контроле за расходами – информация о том, что бывший служащий, его супруга (супруг) и (или) несовершеннолетние дети в течение отчетного периода совершили сделку по приобретению имущества. Общая стоимость такого имущества должна превышать общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Прокурор может получить такую информацию:
– из правоохранительных и иных государственных органов;
– из органов местного самоуправления;
– от сотрудников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов, органов местного самоуправления;
– от должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, ЦБ, ПФР, ФСС, ФОМС, иной организации, созданной Российской Федерацией, Службы финансового уполномоченного;
– из постоянно действующего руководящего органа политической партии;
– из Общественной палаты РФ;
– из общероссийских СМИ.
Контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) муниципальную должность или должность муниципальной службы, включает истребование от данного лица сведений о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Проверяемый будет обязан предоставить прокурору информацию о сделках по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев). Это нужно будет сделать, если общая сумма таких сделок в отчетном периоде превысит общий доход проверяемого и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Если у бывшего чиновника есть вопросы, связанные с проведением контроля, их можно задать прокурору. Обратитесь к нему с ходатайством и попросите провести беседу. Прокурор обязан удовлетворить такое ходатайство и побеседовать с лицом, в отношении расходов которого установлен контроль. Срок – семь рабочих дней со дня поступления ходатайства.
В ходе контроля прокурор может выявить, что расходы не соответствуют общему доходу проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Если проверяемое лицо не предоставило сведений, которые подтверждают приобретение имущества на законные доходы, прокурор вправе в судебном порядке потребовать обращения такого имущества в доход РФ. В случаях, когда это невозможно, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об обращении в доход РФ денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества (ч. 2 ст. 17 Закона № 230-ФЗ). Эта норма распространяется не только на имущество чиновника, но и на имущество его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Информацию о результатах обращения в суд прокурор направляет в орган местного самоуправления, где проверяемый замещал (занимал) муниципальную должность или должность муниципальной службы.
Важно запомнить!
Информацию о результатах контроля прокуратура направит по последнему известному месту жительства проверяемого в России
Управление коммерческими
и некоммерческими организациями
Ранее депутаты, члены выборных органов и выборные должностные лица местного самоуправления не имели права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Им нельзя было участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями. Исключение составляли случаи участия:
- в управлении региональным советом муниципальных образований, иными объединениями муниципальных образований, политической партией;
- съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
- управлении организацией от имени органа местного самоуправления.
Законодатель конкретизировал последний случай. Он разъяснил условия представления интересов муниципального образования лицами, замещающими муниципальные должности, в органах управления и ревизионной комиссии коммерческой и некоммерческой организации. Теперь депутат, член выборного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления может представлять на безвозмездной основе интересы муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем, акционером или участником которой выступает муниципальное образование (п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Аналогичные уточнения законодатель сделал и относительно права муниципальных служащих представлять интересы муниципального образования в коммерческих и некоммерческих организациях (п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 25-ФЗ).
На заметку
Установите муниципальным правовым актом порядок исполнения полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале).
Какие антикоррупционные поправки планируются
Госдума продолжит работу над совершенствованием антикоррупционного законодательства. На рассмотрении находится законопроект № 286313-7, в котором предусматриваются меры зашиты лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие госорганы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государственных органах или органах местного самоуправления. Такие лица будут защищены от неправомерного увольнения, от ущемления прав и законных интересов в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении.
Также депутаты рассмотрят поправки о совершенствовании антикоррупционной экспертизы законопроектов и законов (законопроект № 475641-7). Они установят новые требования к независимым экспертам, уполномоченным на проведение такой экспертизы.
Еще одна новация – расширение перечня должностей в контрольно-счетных органах, которые не могут занимать лица, состоящие в близком родстве с председателем представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов (законопроект № 351506-7).
Законопроект № 233781-7 уточняет круг выступающих на стороне взяткодателя и взяткополучателя лиц, в интересах которых совершаются правонарушения коррупционной направленности.
Все четыре законопроекта приняты в первом чтении.