О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности.

Журнал

ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

№11    2015.

О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности.

В условиях недостаточного правового регулирования и неоднозначной су­дебной практики, сформировавшейся по вопросам, связанным с утратой доверия к муниципальным служащим, следует уделить особое внимание разработке соответствующих муниципальных нормативно-правовых актов в этой сфере.

Л.В. Гаврилова,

канд. юрид. наук, доцент, зав. отделом административного и муниципального права ИОГНИКУ «Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского»

В  соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, обяза­ны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, иных лиц их доходам» в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.

Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно либо представление заведомо недостовер­ных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 25-ФЗ). Часть 2 ст. 27.1 Федерального зако­на № 25-ФЗ также гласит, что муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения право­нарушений, установленных ст. 15 Федерального закона № 25-ФЗ.

Кроме того, ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает, что муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления, предусмотренных данным Федеральным законом, Федераль­ным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами сведений или пред­ставления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Таким образом, сразу несколько норм Федерального закона № 25-ФЗ указывают на обязательность увольнения муниципальных служащих, не исполнивших или исполнивших ненадлежащим образом обязанностей в связи с представлени­ем сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Федеральный закон № 273-ФЗ содержит аналогичные нормы (ч. 4 ст. б, ч. 8 ст. 8, ч. 2 ст. 13.1).

В то же время судебная практика, сложившаяся по вопросу увольнения за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недосто­верных или неполных сведений, весьма неоднозначна.

Нередко муниципальные служащие, совершившие правонарушения, предусмотренные ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ и уволенные в связи с утратой доверия, восстанавливаются затем на муниципальной службесудеб­ными органами (например, решение Ужурского районного суда Красноярского края от 04.07.2012 №2-663/2012, определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22.08.2012 № 33-7264). Противоположные по ре­зультатам для истца решения тоже не редкость (например, решение Ленинского районного суда г. Курска от 09.08.2012 №3286/10). Такая практика – следствие явного противоречия отдельных норм антикоррупционного законодательства.

Спорным на практике также является вопрос о необходимости установления вины муниципального служащего, допустившего несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не­исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, при наложении на него взысканий.

В судебной практике можно встретить примеры, когда уволенные за совершение коррупционных правонарушений муниципальные служащие апеллируют к отсутствию их вины в этом, настаивая, что установление вины является обязательным (например, см. решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18.10.2012 по делу № 33-7708/2012).

Таким образом, в условиях недостаточного правового регулирования, неодно­значной практики, сформировавшейся по вопросам, связанным с применением института утраты доверия, следует уделить особое внимание разработке и при­нятию нормативно-правовых актов, регулирующих данные вопросы, а именно по­рядка освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия*, а также порядка предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Данные муниципальные нормативно-правовые акты утверждаются предста­вительным органом муниципального образования. Следует внимательно и ответ­ственно подойти к их разработке, чтобы потом аргументированно можно было обосновать, что примененная санкция соответствует совершенному правона­рушению и обстоятельствам его совершения.

Предлагаем вашему вниманию модельные акты по данной тематике, разра­ботанные ИОГНИКУ «Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского», которые прошли экспертизу в Минюсте и прокуратуре Ир­кутской области.

 

 

_______________________________________________________________

*См.: Практика муниципального управления. 2015. № 10. С. 77-85

 

____________________________________________________________________________________________________________

(наименование представительного органа муниципального образования)

РЕШЕНИЕ

Об утверждении порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера лица, замещающего должность главы муниципального образования,

 

(наименование должности главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования)

                      его супруги (супруга), несовершеннолетних детей

Руководствуясь ч.4 ст. 121 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 2 ст. 3 Фе­дерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», статьями_____устава (наименование муниципального об­разования), представительный орган муниципального образования (наименование представительного органа
муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования)
решил:

  • Утвердить порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера лица, замещающего должность главы муниципального образования (наименование долж­ности главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования), его су­пруги (супруга), несовершеннолетних детей (прилагается).
  1. Настоящее решение вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Председатель представительного органа муниципального образования

(наименование представительного органа муниципального образования

в соответствии суставом муниципального образования)

Глава муниципального образования

(наименование должности главы муниципального образования

в соответствии суставом муниципального образования)

 

 

УТВЕРЖДЕН
решением _________________________________

(наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования)

от «__»______ 20__ г. №___

 

Порядок

представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера лица, замещающего должность главы муниципального образования,

________________________________________________________________

(наименование должности главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования)

его супруги (супруга), несовершеннолетних детей

  1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, за­мещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», устанавливает порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего должность главы муниципального образования (далее – глава муниципального образования) (наименование должности главы муниципального образования в соответствии суставом муниципального образования), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах, расходах, об имуществе и обяза­тельствах имущественного характера).
  2. Глава муниципального образования (наименование должности главы муниципального образования в соот­ветствии суставом муниципального образования) представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следу­ющего за отчетным:
  • сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принад­лежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
  • сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 ян­варя по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
  • сведения о своих расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, цен­ных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход главы муниципально­го образования (наименование должности главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному пе­риоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Глава муниципального образования (наименование должности главы муниципального образования в соот­ветствии суставом муниципального образования) при представлении сведений о доходах, расходах, об иму­ществе и обязательствах имущественного характера указывает сведения о принадлежащем ему, его супруге(супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются главой муниципального образования (наименование должности главы муниципального образования в соот­ветствии суставом муниципального образования) по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации.
  2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу администрации (наименование муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования) (далее – кадровая служба).

В случае если глава муниципального образования (наименование должности главы муниципального образова­ния в соответствии суставом муниципального образования) обнаружил, что в представленных им в кадровую службу сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отраже­ны или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в течение одного ме­сяца после окончания срока, указанного в п. 2 настоящего Порядка, представить в кадровую службу уточнен­ные сведения.

  1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Порядком, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или ис­пользовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по­ступивших в кадровую службу, по окончании календарного года приобщаются к личному делу главы муниципального образования (наименование должности главы муниципального образования в соответствии суста­вом муниципального образования).
  2. В случае непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глава муниципального образования (наименование должности главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования) подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в порядке, установленном муниципальным правовым актом (наименование муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования).

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________

(наименование представительного органа муниципального образования)

 

РЕШЕНИЕ

Об утверждении порядка представления сведений

о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного

характера депутата представительного

органа муниципального образования,

_____________________________________________________________

(наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом

муниципального образования)

осуществляющего полномочия на постоянной основе, его супруги (супруга),несовершеннолетних детей

Руководствуясь ч. 4 ст. 12′ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 2 ст. 3 Фе­дерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», статьями____________________________ устава (наименование муниципального об­разования), представительный орган муниципального образования (наименование представительного органа муниципального образования в соответствии суставом муниципального образования) решил:

  • Утвердить порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного депутата представительного органа муниципального образования (наименование представитель­ного органа муниципального образования в соответствии суставом муниципального образования), осущест­вляющего полномочия на постоянной основе, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей (прилагается).
  1. Настоящее решение вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубли­кования.

Председатель представительного органа муниципального образования

(наименование представительного органа муниципального образования

в соответствии суставом муниципального образования)

Глава муниципального образования

(наименование должности главы муниципального образования

в соответствии суставом муниципального образования)

УТВЕРЖДЕН
решением_______________________________________________

(наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования)

от «_ »________ 20__ г. №_____

Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата представительного органа муниципального образования,

_______________________________________________________________

(наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования)

осуществляющего полномочия на постоянной основе, его супруги (супруга),несовершеннолетних детей

  1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, за­мещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», устанавливает порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата предста­вительного органа муниципального образования (далее – Дума муниципального образования*), осуществля­ющего полномочия на постоянной основе (далее – депутат), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
  2. Депутат представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным:
  • . сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принад­лежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
  • . сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 ян­варя по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
  • . сведения о своих расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, цен­ных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в

______________________________________________________________________ *Далее по тексту Порядка следует использовать наименование представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом конкретного муниципального образования.

течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход депутата и его супру­ги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Депутат при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывает сведения о принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям не­движимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках полу­чения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются депутатом по форме справки, утвержденной Президентом РФ.
  2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу Думы муниципального образования (далее – кадровая служба).

В случае если депутат обнаружил, что в представленных им в кадровую службу сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в течение одного месяца после окончания срока, указанного в п. 2 настоящего Порядка, представить в кадровую службу уточненные сведения.

  1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Порядком, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или ис­пользовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по­ступивших в кадровую службу, по окончании календарного года приобщаются к личному делу депутата.
  2. В случае непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера полномочия депутата подлежат досроч­ному прекращению в связи с утратой доверия в порядке, установленном муниципальным правовым актом (наименование муниципального образования в соответствии суставом муниципального образования).